САЙТ ПИТОМНИКА ВЕСТФАЛЬДИНГ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Информативный форум » Поклонники немецкой овчарки » Выставки, Дрессировки, Соревнования » Собака и ребенок
Собака и ребенок
vestfaldingДата: Понедельник, 04.04.2011, 21:40 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 11425
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Собака и ребенок
Автор: Ольга Кажарская
09.02.2011 14:22

Когда семья с ребенком может брать собаку? Как научить ребенка обращаться с собакой? Что делать, чтобы избежать проблем?

Тот факт, что отношения ребенка и собаки не возникают автоматически, известен немногим. Наоборот, широко распространено мнение, что дети прекрасно ладят с собаками, а собаки оказывают на ребенка хорошее воздействие.

Это утверждение, к сожалению, распространяется далеко не на все контакты собак с детьми. Поэтому гармоничные отношения собаки и ребенка родители должны строить целенаправленно.

Отношения детей и собак складываются в первую очередь не через тренировки, когда ребенка учат тренировать собаку и следят за тем, чтобы собака его слушалась. Самое главное – научить ребенка понимать собаку и создать между ними хороший социальный контакт.

Дети до 12 лет

Дети до 10 – 12 лет, как правило, не способны сами координировать свое взаимодействие с собакой. Их поведение нередко прямо противоположно тому, которое собаки назвали бы вежливым. Дети очень подвижны, создают много шума, бегают, играют, их настроение может неожиданно меняться. Пока у них не развились навыки социального общения, они могут случайно причинить собаке боль или вызывать у нее другие неприятные ощущения. Дети не знают, что собаки не любят, когда их обнимают, прижимают к себе, трогают за лапы, тянут за хвост, уши и лапы, залезают им на спину, отбирают пищу или игрушки собаки, мешают спать и т.д. Конечно, собака должна быть приучена к манерам людей. Тем не менее, лучше избегать действий, которые были бы ей неприятны.

По статистике, полученной исследователями Университета Линкольна (Великобритания), 86% укусов происходят по вине ребенка. Маленькие дети до 12 лет не понимают сигналов собаки и неверно интерпретируют их мимические выражения. Согласно проведенным исследованиям, дети принимают агрессивное выражение собаки за улыбку. Кроме того, они не способны понять сигналы примирения собаки, которыми она просит ребенка удалиться. Получается, что ребенок сам навязывает игру собаке, старающейся избежать с ним контакт.

Одна из таких ситуаций описана в книге «Стресс у собак» немецких кинологов К.ф.Райнхардт и М. Нагель. На площадке дети играли с собакой так долго, пока она не устала. Но, несмотря на многократные попытки собаки удалиться от играющих, они все время насильно вытаскивали ее на площадку, чтобы продолжить игру. Некоторое время собака терпела, пока не взволновалась настолько, что поранила в лицо одну из девочек.

В данном случае хозяева настолько любили свою собаку, что пригласили эксперта по поведению собак и выяснили причину внезапной агрессии. Тяжело думать о том, что в большинстве случаев за подобные ошибки детей (или, точнее сказать, беспечных взрослых) платят сами собаки. Тысячи из них были избиты или лишены жизни только за то, что ни дети, ни взрослые не поняли их сигналов предупреждения.

Поэтому родители, которые утверждают, что их собака никогда не причинит ребенку зла, и прекращают следить за тем, как ребенок ведет себя по отношению к собаке, подвергают его риску.

Выбор собаки

Лучше всего к ребенку отнесется уравновешенная, спокойная собака, у которой уже до появления ребенка был налажен хороший контакт, основанный на доверии со всеми членами семьи; собака, которая чувствует себя полноправным, любимым членом этой семьи. Тогда все, что происходит в семье, она воспринимает как часть своей жизни, в том числе и появление ребенка.

Если в семье с собакой в целом обращаются очень заботливо и чутко реагируют на ее сигналы, собака сохраняет все ступени предупреждения, и, следовательно, в неприятных случаях у нее есть возможность мягко выразить свое состояние.

Если до рождения ребенка в семье не было собаки, лучше завести ее, когда ребенок уже не нуждается в постоянной заботе, а у родителей появилось достаточно времени строить контакт с собакой и обучать этому контакту своего ребенка.

Для многих собак дети до пяти лет являются источником стресса. Поэтому для семьи с ребенком лучше всего подходят собаки со стабильной психикой. Более восприимчивые собаки (пугливые, больные и старые животные, животные с покалеченной психикой), возможно, будут страдать от вынужденного контакта с маленьким ребенком.

Не у всех собак есть опыт общения с детьми. Такие собаки нередко сами боятся детей и стремятся держаться от них на почтенном расстоянии. Они избегают контакта с ребенком и показывают сигналы примирения при его приближении. Это не значит, что между ними произойдет конфликт: если родители увидят эти сигналы и будут учитывать отношение собаки к ребенку, они смогут помочь им стать друзьями, когда ребенок подрастет.

Многие считают, что маленькие собаки подходят для семьи с ребенком лучше, чем большие. Однако это предрассудок: при неправильном обращении и неподходящем характере, маленькие собаки могут быть такими же непригодными для содержания в семье с ребенком, как и большие. Маленькие собаки не могут служить игрушкой для ребенка, так как их поведение является типично собачьим, несмотря на размеры. Особо маленькие собаки могут страдать от присутствия ребенка, так как они особенно хрупкие и уязвимые.

В семью с ребенком опасно брать собак с психикой, травмированной в результате специальной дрессировки!

Известно немало случаев, когда на ребенка нападала собака, прошедшая курс дрессировки на охрану или участвовала в боях. Такая дрессировка состоит из упражнений, травмирующих собаку. Со временем она превращается в комок нервов, и нередко набрасываются без предупреждения даже при воздействии самых незначительных раздражителей (например, спокойного изменения положения тела члена семьи или при попытке погладить по голове). Статистика подтверждает, что такие собаки исключительно опасны для всех людей, не говоря уже о детях! Если же вы все-таки решили взять такую собаку, ее надо протестировать на наличие всех ступеней предупреждения. (см. статью «Уберите собаку»)

Подготовка собаки к совместной жизни в семье с ребенком

- обучение контролю эмоций, в том числе команде «Ждать»;
- проверка способности собаки спокойно переносить разочарование, то есть спокойно справляться с ситуациями, когда собака не сразу получает то, что хочет, а вынуждена ждать;
- обучение команде «Нельзя»;
- регуляция режима покоя и активности, чтобы собака была уравновешенной;
- снижение уровня стресса собаки;
- проверка наличия всех ступеней коммуникации собаки;
- обустройство уголка собаки, в котором она в любой момент при желании могла бы укрыться.

Общие правила совместной жизни

Соблюдение всех сигналов примирения являются законом при общении собаки и ребенка. Предупредительные сигналы собаки, на которые надо обращать внимание: собака начинает зевать, облизывать свой нос, отворачиваться, садиться или ложиться спиной к ребенку, ее движения могут замедляться или она может вообще замереть на месте, полностью прекратив двигаться. Причем замирание по незнанию объясняется как «наслаждение собакой общением с ребенком»* *Такое объяснение замирания я также слышала от хозяйки собаки, которую нарядили в новогодний костюм. Мне не удалось доказать хозяйке, что собака крайне напряжена. Хозяйка не реагировала не только на сигнал примирения, но и на заметное напряжение собаки. Так как примерка была недолгой, собака выдержала ее, не потеряв самообладания.

Следите за тем, чтобы собака и ребенок оставались на достаточно большом расстоянии друг от друга, чтобы никто из них не чувствовал себя напряжено.

Если собака и ребенок вынуждены находиться в тесном помещении, и собака показывает сигналы (облизывается, поворачивает голову в сторону и т.д.), вы можете максимально увеличить расстояние между ребенком и собакой, попросить его вести себя тише, с помощью веселого, спокойного голоса создать расслабленную обстановку. Когда увеличить расстояние не удается, вы можете повернуть ребенка боком или спиной к собаке или отгородить его от собаки с помощью своего тела или какого-то предмета.

Следите за тем, чтобы ребенок не приближался к собаке фронтально, а делал легкую дугу или подходил сбоку. Он не должен наклоняться над мордой собаки, не трогать ее за голову, за лапы и заднюю часть, не кричал в морду собаке и не бегал прямо перед ней. Гладить лучше всего грудь собаки, находясь сбоку от нее.

Если во время игры собака случайно сделала ребенку что-то неприятное, необходимо тут же прервать игру и отвернуться. Это сигнал воспринимается собакой как естественное и четкое предупреждение: «Ты поступил неправильно!».

У собаки должен быть свой уголок, в котором она могла бы оставаться одна и отдыхать, зная, что ребенок не помешает ей.

Следите за тем, чтобы в вашей семье уровень стресса повышался как можно реже: это пойдет на пользу как вам самим, так и вашей собаке. Если же члены семьи находятся в состоянии стресса, думайте о том, чтобы не создавать собаке дополнительный стресс, например, приходом нелюбимых гостей, возбуждающими играми или тренировками.

Если собака какое-то время была подвержена стрессу, дайте ей возможность успокоиться и хорошо отдохнуть, например, в своем уголке, перед тем, как она сможет свободно общаться с ребенком.

Не расстраивайтесь, если собака не реагирует на команды, которые ей дает маленький ребенок, так как выполнение команды в значительной мере зависит от языка телодвижений и голоса того, кто эти команды дает (см. Патриция МакКоннелл «По ту сторону поводка»). В более старшем возрасте ребенок поймет, как заниматься с собакой, и она будет слушать его значительно лучше. Для начала сконцентрируйте свое внимание на совместной игре собаки и ребенка, в которой оба принимают участие в каком-то приятном процессе. Так, например, ребенок может предложить собаке какое-то лакомство или игрушку, аккуратно погладить ее, немного почесать или помочь собраться на прогулку. Рассказывайте ребенку о собаке так, чтобы он воспринял ее как нечто доброе и интересное. Важно, чтобы ребенок иногда угощал собаку из рук чем-то вкусным, тем, что он ест сам. Процесс кормления укрепляет дружбу, так как это приятное совместное времяпровождение (Кормление с рук включено в программу канистерапии. В результате кормления собака и человек начинают испытывать друг к другу большее доверие.)

Когда моя дочь училась ходить, ей нравилось подниматься, опираясь за край стола, хватать со стола предметы и бросать их на пол. Наша собака сразу же полюбила девочку, потому что предметами, которые она бросала на пол, нередко оказывались лакомые печенье и конфеты.

Когда в доме появилась маленькая дворняжка Нелли, спасенная из местного приюта, дочка узнала ее историю и очень прониклась неллиной судьбой. Она подарила ей свою игрушечную тарелочку и разрешила спать в кроватке для кукол. Она считала, что для Нелли это очень важно, потому что у нее нет ничего своего. Во время прогулки мы вместе наблюдали за Нелли, все вместе играли и обсуждали, что чувствует каждый из нас в той или иной ситуации.

Факторы риска

Плохое содержание собаки (недостаточные прогулки, неполноценное питание, болезни, социальный стресс, в том числе стресс, вызванный нечетко установленными правилами поведения для собаки, грубое обращение хозяев, игнорирование основных потребностей и т.д.) также повышает степень раздражительности и снижает ее терпимость по отношению к детям.

Предрассудки

Некоторые советуют хозяевам демонстрировать собаке свою доминантность в присутствии ребенка или советуют, чтобы ребенок демонстрировал доминантность сам. При этом предлагается забирать у собаки еду и игрушки, и, если собака их станет защищать, грубо наказывать собаку. Все эти действия не имеют к психологии собаки никакого отношения. Они прокладывают прямой путь в ад проблем поведения собаки, связанных со стрессом в целом и с присутствием ребенка в частности. Мало того, они навсегда разрушают контакт хозяина и собаки.

Наказания в присутствии ребенка

Из-за наказаний, связанных с ребенком, у собаки может возникнуть неприятная ассоциация, и конфликты будут происходить чаще. Одна клиентка обратилась ко мне с просьбой наладить контакт ее собаки и ребенка, так как после небольшого конфликта она, посадила собаку в клетку и выпускала только в отсутствие ребенка. Через несколько месяцев собака реагировала на ребенка только рычанием. С помощью сигналов примирения им удалось восстановить хорошие отношения.

Изменение режима жизни собаки в связи с появлением ребенка

Собака может нервничать, если после появления ребенка ее режим значительно изменился. Поэтому важно приучать ее к изменениям заранее. Как правило, меньше проблем возникает у хозяев, которые не устанавливают строгий, расписанный по часам режим прогулок и кормления. В этом случае собака хоть и настраивается на определенный порядок, но не ждет его исполнения с механической точностью.

Семейные ритуалы

Даже после появления ребенка старайтесь сохранять ритуалы общения с собакой, например, сеансы ухода за шерстью, игры, ласки, интересные прогулки и т.д. Эти ритуалы очень важны, так как они поддерживают общность семьи – точно так же как ее поддерживают празднования дней рождения или походы в гости к родственникам.

Собака рычит на ребенка

Единичные реакции собаки, например, рычание на ребенка, не является опасной агрессией автоматически. Это всего лишь означает, что хозяева или ребенок проигнорировали сигналы легкого стресса, сигналы примирения, которыми собака предупреждала изначально. Поэтому лучше всего моментально прекратить общение с собакой и отойти от нее, чтобы она смогла успокоиться.

Если мы знаем, что рычание – это предупреждение, то понимаем, что наказывать собаку за рычание нельзя хотя бы потому, что собака должна сохранять все ступени коммуникации. Иначе она начнет набрасываться без предупреждения.

Если собака постоянно рычит на ребенка, возможно, она его боится. Проверьте, не мешает ли ребенок собаке всякий раз, как только они оказываются рядом? Не было ли между ними крупных инцидентов? Сигналы примирения помогают восстановить контакт между ними.

Ольга Кажарская
27 января 2011
Впервые опубликовано в журнале «Мир Собак»

http://www.dogfriend.org/raznoe/sobaka-i-rebenok



 
vestfaldingДата: Понедельник, 04.04.2011, 22:24 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 11425
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Собаки и дети
Автор: Ольга Кажарская
15.06.2009 17:09

Ребенок и собака: первые шаги...родителей!

Это очень сложная тема. Причем сложной ее делает не поведение собак или детей как таковое, а эмоции и предрассудки родителей.

Во многих источниках о контактах собак и детей подчеркивается, что детей нельзя оставлять наедине с собаками. Однако есть немало родителей, которые считают, что как раз их собака настолько терпелива, миролюбива и настолько любит ребенка, что позволяет ему делать с собой все что угодно: тянуть за уши и хвост, толкать, щепать, дразнить, мешать свободно передвигаться, произвольно волочить за ошейник и на поводке, не давать спать или будить во время сна, отбирать игрушки и пищу, сидеть на подстилке и т.д. При этом родители имеют ввиду не только добродушие собаки, но и тот факт, что статус человеческого ребенка значительно выше статуса собаки и, следовательно, ребенок может поступать с собакой так как ему хочется: «Не ограничивать же свободу ребенка в угоду собаке!» Однако нередко между ребенком и собакой происходит нечто, какой-то конфликт, в результате которого собака физически травматизирует ребенка или как минимум приводит ее в состояние шока. Узнав о конфликте, родители как правило наказывают собаку или в приступе паники избавляются от нее. Неприятный случай описывается как «внезапное нападение собаки».

Тут надо отвлечься от статусов и методов воспитания детей, от расхожих мнений и предрассудков и посмотреть на ситуацию глазами собаки. Точнее говоря, на способы самовыражения собаки.

Любая собака использует целый ряд сигналов, которыми она выражает свое отношение к окружающему миру.

Считать, что собака настолько терпелива, что позволяет ребенку безнаказно делать с ней все, что угодно – это безумная обывательская глупость! Как любое живое существо, собака воспринимает приставания ребенка как стресс. Реакция на этот стресс (порог чувствительности) зависит от индивидуальной способности животного компенсировать стресс, а также в зависимости от его индивидуального состояния на данный момент (его возраста, состояния здоровья, стрессовой нагрузки предшествующих дней, врожденной чувствительности и т.д.). Например, более восприимчивые, раздраженные, нервные, пожилые и больные собаки сильнее реагируют на стресс, чем молодые, здоровые животные с устойчивой психикой.

Если собаке что-то не нравится в контакте с ребенком, она, возможно, некоторое время не показывает виду (терпит). В какой-то момент она может просто захотеть удалиться. Если ей этого не позволить, она начинает мягко и воистину учтиво просить ребенка оставить ее в покое, показывая легкие предупреждающие сигналы. К таким сигналам относятся сигналы примирения, например, собака начинает зевать, облизывать свой нос, отворачиваться, садиться или ложиться спиной к ребенку, ее движения могут замедляться или она может вообще замереть на месте, полностью прекратив двигаться (такое замирание по незнанию объясняется как «наслаждение собакой общением с ребенком»). Если ребенок на эти сигналы не реагирует, собака может начать тихо рычать. Если же ребенок проигнорирует и этот сигнал, собака начинает рычать более громно, далее ее поведение становится все более агрессивным и переходит в нападение (которое, как я уже говорила, даже после стольких предупреждений почему-то считают «внезапным», а сама собака объявляется «ненадежной и агрессивной»).

Тут важно отметить одно обстоятельство: если в семье с собакой в целом обращаются очень заботливо и чутко реагируют на ее сигналы, собака сохраняет все ступени предупреждения!!!, и, следовательно, в неприятных случаях у нее есть возможность мягко выразить хозяевам свое недовольство, то есть реально предупредить. Если же хозяева обращаются с собакой грубо и не обращают внимание на ее настроения, пока она не стала по-настоящему агрессивной, то собака приучается реагировать на любое неприятное событие сразу резкими агрессивными выпадами. Согласитесь, что при общении с ребенком такая собака может стать реальной опасностью.

Необходимо также отметить, что собака не всегда положительно воспринимает поведение ребенка. Собак приводит в сильный стресс визг, крики и плач детей, резкие движения, общий шум, создаваемый детьми и их игрушками. Их раздражает, если ребенок быстро пробегает мимо собаки. По природе своей собаки не любят хаотических прикосновений к их телу. Они не любят, когда их крепко обнимают, хватают на морду, поднимают на руки, гладят или хлопают по голове или просто опускают руку на голову сверху. Мало кто знает о том, что все эти действия собаки способны просто потерпеть, если их специально к этому приучить. Вежливые, уравновешанные собаки реагируют на эти действия сигналами примирения или стараются уклониться, а более чувствительные и нервные собаки сразу агрессивно набрасываются.

Родители должны следить за тем, чтобы ребенок и собака не пользовались одними и теми же «ресурсами» - игрушками, мисками, лежанками и т.д. То есть, чтобы ребенок не отбирал у собаки ее вещи и пищу, но и собака знала, что вещи ребенка нельзя трогать.

Не все собаки одинаковые, то есть не любая собака будет нервничать по поводу поведения ребенка. Важно только, чтобы родители просто знали о том, что такое естественное поведение ребенка может стать причиной конфликтов между ребенком и собакой. Поэтому родители должны постоянно объяснять ребенку поведение собаки или давать собаке возможность при необходимости просто удалиться. Если собака устала от общения с ребенком (это видно из сигналов примирения, которые она подает), необходимо немедленно прекратить игру с собакой и удалиться от нее.

Согласитесь, что до определенного возраста (примерно до 10 – 12 лет) ребенок не способен не только отличить сигналы, которые подает собака, но и просто понять состояние собаки, исходя из собственного опыта. Именно поэтому родители должны сами постоянно наблюдать за тем, как и сколько играет ребенок с собакой, какие сигналы подает собака. Это и есть смысл совета специалистов, которые настаивают на том, чтобы маленький ребенок никогда не оставался наедине с собакой, без присмотра родителей.

На первый взгляд может показаться, что при таком большом количестве правил очень трудно наладить отношения собаки и ребенка. Но это не совсем так. Во-первых, она воспринимает ребенка как члена своей семьи, как неотъемлемую ее часть. Во-вторых, хорошо интегрированная в семью собака сама стремится к миру с ребенком, точно также как она стремится к мирным отношениям с другими членами семьи и со своими сородичами. Для этого она старается избегать конфликтов, либо пытаясь физически выйти из неприятных ситуаций, либо показать свое отрицательное отношение к происходящему сигналами примирения. Задача родителей заключается только в том, чтобы не испортить этот естественный механизм. Например, если при появлении в семье ребенка родители отобрали у собаки ее привычное место, прекратили выводить ее на привычные длительные прогулки или еще каким-то образом серьезно нарушили ее распорядок дня, прекратили уделять ей внимание и т.д., собака может почувствовать в ребенке причину своих неприятностей.

Лучше всего к ребенку отнесется уравновешанная, спокойная собака, у которой налажен хороший, основанный на доверии контакт со всеми членами семьи, собака, которая чувствует себя полноправным, любимым членом этой семьи. Тогда все, что происходит в семье, она воспринимает как часть своей жизни. Любое событие тогда станет частью ее жизни, в том числе и появление ребенка. Так, например, мои собаки спокойно принимали всех, кого я приводила в дом.

Моя собственная дочь росла в доме с несколькими собаками. Причем только одна из них была нашей собственной, а все остальные жили у нас временно, ожидая новых хозяев. Поначалу малышка старалась приставать к собакам. Но я очень внимательно следила за ней и отгораживала от собак всякий раз, когда чувствовала, что собакам общение не нравится или если они уставали от игр. Первое время мне прходилось часто вмешиваться в отношения ребенка и собаки. Но постепенно я заметила, что моя подрастающая дочка начинает копировать мое обращение с собаками. Она начала говорить с ними тем же спокойным тоном, стараться давать им поесть, гладила их теми же неторопливыми движениями и т.д. Однажды к нам привезли найденную на улице собаку. И моя дочка (ей было тогда 5 -6 лет) принесла свою тарелочку из детского пластмассового сервиза и подарила собачке: «Пусть Неля берет – у нее ведь ничего нет!» Так как Неля была очень маленькой, девочка сделала ей постельку в своей кукольной кроватке, с одеялом, матрасом и подушечкой, в которой собака охотно спала. Это трепетное отношение к животным сохранилось у нее и в дальнейшем. Например, она сделала под книжной полкой комнатку для кота – с постелькой, занавесками из платков и надписью над входом: «Кот». Сейчас, когда Вике уже 13 лет, я замечаю, что отношения с животными сильно повлияли на ее поведение и на ее жизненную философию, а также на отношения с другими людьми.

http://www.dogfriend.org/raznoe/sobaki-i-deti



 
Информативный форум » Поклонники немецкой овчарки » Выставки, Дрессировки, Соревнования » Собака и ребенок
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
//dressura.ucoz.com/ / - Всё о собаках и не только о них
ТОП-100 сайтов о собаках Tatarstan.Net - все сайты Татарстана

 

Рейтинг сайтов о животных Rambler's Top100 Русский Топ Клуб любителей Немецкой Овчарки Сайт питомника Немецкой овчарки «Вестфальдинг» Дрессировка собак» Туристическое агенство Калипсо-Турс

 

Сайт 
питомника бест норосс

free counters
Free counters