Откуда она: собака Баскервилей Как известно всем почитателям частного детектива Шерлока Холмса,
богатый землевладелец сэр Чарльз Баскервиль погиб от разрыва сердца,
встретив в сумерках на аллее своего поместья громадную черную собаку со
светящимися глазами и пастью. Только вмешательство Холмса спасло от той
же участи и сэра Генри. Судя по передававшейся из поколения в поколение в
семье Баскервилей рукописи 1742 года, это чудовище преследовало членов
семьи не менее полутора веков.
Но откуда взялась эта собака? Самый простой ответ - со зловещих
Гримпенских торфяных болот, где ее поселил (предварительно намазав
фосфором) негодяй Стэплтон, зарившийся на поместье и все богатства
семьи. Однако откуда пришла такая идея автору повести, Артуру Конан
Дойлю?
Титульный лист книжки Абрахама Флеминга
По-видимому, писателю попала в руки небольшая книжечка, изданная в
Лондоне в 1577 году. Автор - священник, преподобный Абрахам Флеминг.
Книжечка носила длинное, как полагалось в те времена, название:
"Странное и ужасное Чудо, случившееся совсем недавно в приходе одной
церкви в Банги, городке, что не так далеко от города Нориджа, а именно,
четвертого августа лета Господня 1577-го, во время сильной бури и
проливного дождя, молний и грома, какие редко бывают. С появлением
создания ужасной внешности, которого явственно видели люди, собравшиеся
там в тот момент. Записано и зарисовано обычным образом согласно
писаному документу Абрахамом Флемингом".
Сам Флеминг не видел описанных им событий. Он занимал место школьного
учителя, позже стал ректором собора Святого Панкраса в Лондоне. Издал
несколько учебных пособий по латинскому языку, переводил античных
авторов на английский.
В брошюре он описал, как во время необычно сильной грозы, разразившейся
между 9 и 10 часами утра, когда в церкви Святой Марии городка Банги
слушали проповедь около 20 человек, под сверкание молний и раскаты грома
в храм ворвался страшный черный пес. Он перегрыз горло двум мужчинам и
исчез. Через несколько минут гроза ушла, и тот же пес появился в церкви
Святой Троицы в Блайсбурге, городке в 11 километрах от Банги. Там он
зарезал еще двоих мужчин и одного мальчика и обжег адским пламенем руку
одного прихожанина. Дьявольская собака исчезла, оставив следы когтей на
дубовой двери храма.
Эти следы, видимые и по сей день, остаются единственным вещественным
свидетельством описанных Флемингом событий. "Писаный документ", на
который он ссылается в заглавии, по-видимому, церковные книги обоих
храмов. Но в них нет ни слова о собаке, сказано только, что необычайно
сильные удары молний в страшную грозу убили нескольких прихожан и
обожгли других. Так что повествование Флеминга, видимо, опиралось больше
на устные свидетельства очевидцев (если только не предположить, что ему
хотелось создать бестселлер-ужастик, который читатели раскупали бы
намного охотнее).
Церковь Святой Троицы в Блайсбурге, где на дубовой двери сохранились отметины когтей чудовища.
Историки попытались как-то объяснить рассказ лондонского священника, найти рациональное зерно. И каждый выдвигал свою версию.
На самом деле собака не врывалась в храм, во всяком случае, такой
"дьявольский пес". Но было нечто такое, что прихожане, напуганные
необычайно сильной грозой, приняли за исчадие ада.
В те времена в Англии собак допускали в церковь вместе с их хозяевами.
Имелись даже специальные служители, которые присматривали за собаками и в
случае, если те заводили возню или еще как-то отвлекали присутствующих
от церковной службы, выгоняли псов за дверь. Об оплате такого рода услуг
сохранилась запись несколькими строчками выше отчета о страшной грозе в
церкви Святой Марии в Банги.
Флеминг пишет, что удары грома, сотрясавшие все здание, и яркие вспышки
молний напугали прихожан "до потери разума". Не могли ли они в таком
состоянии обычную собаку, приведенную кем-то в церковь, принять за
чудовище? Тем более, автор сообщает, что небо грозно потемнело, в церкви
тоже стало темно и в этот момент все упали на колени. Собака среднего
размера достает до плеч человека, стоящего на коленях, и в этом случае
может показаться огромной. А при вспышке молний глаза животного могли
светиться, как светятся красным глаза человека на фотографиях, снятых со
вспышкой.
Кстати, о вспышке. Как известно, после яркой вспышки в глазах плавают
черные круги. Не их ли приняли испуганные, мистически настроенные
верующие за чудовище?
Ужас прихожан могло усилить еще одно обстоятельство. В Средние века
нередко случались отравления хлебом, зараженным спорыньей. Алкалоид
эрготамин, содержащийся в этом грибке, поражающем хлебные злаки и,
попадающий в выпеченный из них хлеб, по свойствам похож на известный
галлюциноген ный препарат ЛСД. Под действием эрготамина может много чего
привидеться.
На старинной гравюре, изображающей внутренность церкви в XVII веке, показаны прихожане с их собаками.
К тому же в Англии, особенно в восточных ее графствах, распространены
фольклорные рассказы о встречах с черной собакой, предвещающей
несчастье: "Огромная, черная как смоль. Такой собаки никто еще из нас,
смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза
метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь..." Обычно
ее встречали одинокие путники ночью, в безлюдной сельской местности. По
рассказам путников, в собаке сначала не проявлялось ничего, что
свидетельствовало бы о ее сверхъестественной природе, и, только когда
она исчезала (в некоторых описаниях - когда путник хотел погладить ее),
становилось ясно, что это гость из потустороннего мира. Пес проваливался
сквозь землю или исчезал со вспышкой.
Даже если автор похождений Шерлока Холмса не был знаком с брошюрой
Флеминга, он наверняка знал об этих преданиях. Вот откуда могла
появиться "собака Баскервилей".
Архив журнала «НАУКА И ЖИЗНЬ»
№10, 2005 год
Ю. ФРОЛОВ.
http://www.nkj.ru/archive/articles/2143/